Консультация для родителей «В семье появился малыш»

Учитель-логопед: Палапина С.Б.

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, красивым, учился с интересом, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в освоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребёнок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание надо обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям необходимо оберегать слух ребёнка от сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их.

Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.

Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук «р»).

Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков являются подражание ребёнком дефектной речи взрослых.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, сюсюкать. Это лишь тормозит усвоение звуков, задерживает своевременное овладение словарём.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов. Но ряд недостатков устранить легко, это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно исправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребёнка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок поест, взрослый же за это время подготовится к рассказу.

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.