Инновационная деятельность МБДОУ

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. В нашем учреждении воспитатели применяют комплекс технологий: личностно-ориентированные  технологии, метод поисковой деятельности, технология моделирования, ТРИЗ – технологии, технологии развивающего и проблемного  обучения, здоровьесберегающие технологии, управленческие технологии.

 Аналитическая справка
о внедрении инновационных образовательных программ/ проектов  дошкольного образования.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность.

Приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребёнком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Всё это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам.

Администрация МБДОУ представила на методический совет МБДОУ инновационный проект поликультурного воспитания «Гирлянда дружбы».

Решение методического совета – начать реализацию проекта поликультурного воспитания по программе «Гирлянда дружбы».

Срок реализации проекта: сентябрь 2013 – август 2017 года.

 Объект проектной деятельности – поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ.

Концептуальная модель поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в процессе образование включает цель – воспитание поликультурной личности, закономерности, определяющие эффективность поликультурного воспитания, принципы, методику поликультурного воспитания и качественную характеристику результатов этого процесса.

Эффективность процесса поликультурного воспитания  обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс, дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей  дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур, ознакомление с национальными культурами.

                      Предмет проектной деятельности – технология поликультурного воспитания дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитания нравственных чувств строится на основе следующих подходов:

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно- познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно – прикладная;
  • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;
  • использование взаимодействия в системе «педагог-ребёнок – родители»: «педагог-ребёнок», «педагог-родители», «ребёнок-родители»;
  • осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;
  • обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

В соответствии с планом проекта в МБДОУ разработана нормативно-правовая база, куда вошли приказы руководителя (приложение 2), Положение «О Совете эксперимента» (приложение 3). Деятельность коллектива корректирует и направляет Совет эксперимента. Его заседания проводятся 1 раз в квартал, ведутся протоколы.

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 5 направлениях:

  • знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о порядке формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительности и любознательности;
  • пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
  • построение развивающей среды;
  • построение модели педагогического процесса;
  • распространение собственного педагогического опыта по выбранной теме.

Разработаны и имеют рецензию программы дополнительного образования:

Программа хореографической студии «Музыкальное путешествие» — музыкальный руководитель Онзуль Евгения Петровна – имеет рецензию муниципальной методической службы;

Программа игровой секции «Игроленд» — инструктор по физической культуре Блиняева Марина Виталиевна – имеет рецензию муниципальной методической службы;

Программа «Мир на ладошки», разработанная учителями – логопедами Палапиной С.Б. и Кривощековой Е.В. — имеет рецензию муниципальной методической службы.

Ежегодно инновационный компонент входит в основную образовательную программу МБДОУ д/с-к/в №15 города Кропоткин.

При разработке программ учтены традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детского творчества.

Согласно плана работы, ежеквартально проходят заседания Совета эксперимента на которых составлен план работы по данному направлению, утверждены рабочие программы секций и кружков, проведен мониторинг эксперимента и т.д.

С использованием бесед, наблюдений, анкетирования выявлен уровень компетентности педагогов по проблеме, уровень знаний и представлений детей, степень включенности в проблему родителей воспитанников. Создана методическая копилка по теме, куда включены печатные издания, материалы интернет-сайтов, икт, разработанные педагогами МБДОУ.

В МБДОУ проведен конкурс по созданию и обновлению развивающей среды с учетом поликультурного воспитания. В группе «Ромашка» воспитателями Копыловой Е.Н. и Акуловой Т.А. создан мини-музей сказок и суеверий. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность,  любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

В рамках проекта, 1 июня 2014 года прошёл Фестиваль детских национальных игр в МБДОУ д/с – к/в №15, посвящённый Дню защиты детей. В ходе которого педагоги, участвующие в проекте,  продемонстрировали коллегам свои наработки.

Педагоги, участвующие в инновационной деятельности делятся своим опытом с коллегами на уровне учреждения, участвуют в районных мероприятиях, а используя интернет-пространство — распространяют  продукты инновационной деятельности на федеральном уровне, методические разработки, созданные в ходе инновационной деятельности, участвуют в международных конкурсах.

Уровень дошкольного учреждения: 

Крентовская Л.Н., воспитатель , выступление на педагогическом совете с отчётом по теме «Проектный метод работы по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в летний период» (педагогический совет №1 от 30.08.2013г.) (приложение 1).

Фёдорова Л.В. воспитатель, выступление на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Комплексный подход при ознакомлении детей с играми народов мира» (педагогический совет №2 от 28.11.2013г.) (приложение 2).

Рыбак В.А. воспитатель, выступление на педагогическом совете с отчётом «Развитие познавательных интересов , интеллектуальных способностей  детей в рамках художественно-эстетического воспитания через поликультурное образование» (педагогический совет №3 от 27.01.2014г.) (приложение 3).

Копылова Е.Н.воспитатель, выступление на педагогическом совете с отчётом «Музейная педагогика в процессе Олимпийского образования» (педагогический совет №4 от 31.03.2014г.) (приложение 4).

Кривощёкова Е.В., учитель-логопед, видеопросмотр открытой педагогической деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие по Олимпиаде». (педагогический совет №5 от 28.05.2014г.) (приложение 5).

Онзуль Е.П. музыкальный руководитель, выступление на педагогическом совете с отчётом «Театры народов мира под открытым небом» (педагогический совет №1 от 29.08.2014г.) (приложение 6).

Ходыкина С.А. воспитатель, выступление на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Организация предметно-пространственной среды для закрепления знаний детей по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста» (педагогический совет №2 от 28.11.2014г.) (приложение 7).

Фиркалова Н.Г., воспитатель, выступление на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Использование ИКТ, ЦОР для обогащения знаний детей о традициях, истории и культуре разных стран» (педагогический совет №3 от 28.01.2015г.) (приложение 8).

Муниципальный уровень.

Онзуль Е.П., музыкальный руководитель, районное методическое объединение музыкальных руководителей «Поликультурное образование старших дошкольников в процессе приобщения к национальной культуре Кубани», провела мастер-класс по организации празднования народных праздников, 21.02.2013г.(приложение 9)

Палапина С.Б., учитель-логопед, районное методическое объединение музыкальных руководителей «Поликультурное образование старших дошкольников в процессе приобщения к национальной культуре Кубани»,  представила свой опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традиция родного края   21.02.2013г.(приложение 10)

Кривощёкова Е.В., учитель-логопед, районное методическое объединение музыкальных руководителей «Поликультурное образование старших дошкольников в процессе приобщения к национальной культуре Кубани»,  представила  видеопросмотр мероприятия  «Использование олимпийского образования детей  для закрепления звука  и буквы К»  21.02.2013г.(приложение 11)

Фёдорова Л.В., воспитатель, призёр муниципального конкурса «Мой лучший урок», представила конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дед Мороз в разных странах» 27.10.2014г. (приложение 12)

Копылова Е.Н., воспитатель, призёр муниципального конкурса «Мой лучший урок», представила конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Этикет народов мира» 27.10.2014г. (приложение 13)

 Петрученко Л.В., старший воспитатель, районное методическое объединение воспитателей «Педагогический аукцион проектов»,  представила свой  проект  по ознакомлению детей  с русскими народными сказками через театрализованную деятельность «В гостях у сказки» 03.12.2014г.(приложение 14)

Кривощёкова Е.В., учитель-логопед, призёр муниципального конкурса «Работаем по новым образовательным стандартам», представила ролик НОД для детей старшего дошкольного возраста «Использование олимпийского образования детей  для закрепления звука  и буквы К» 15.12.2014г. (приложение 15)

 Ходыкина С.А., воспитатель, приняла участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года Кубани — 2014», представила  опыт работы по использованию народных игр в образовательном процессе с детьми «Особенности развития речи детей в процессе использования народных игр» 16.01.2014г. (приложение 16)

 Рыбак В.А., воспитатель, призёр муниципального конкурса «Воспитатель года Кубани — 2015», представила проект  «Развитие творческих способностей дошкольников средствами использования различных видов театром мира» 25.12.2014г. (приложение 17).

Региональный уровень

Рыбак В.А., воспитатель, участник краевого конкурса «Воспитатель года Кубани — 2015», представила проект   «Развитие творческих способностей дошкольников средствами использования различных видов театром мира» 23.01.2015г. (приложение 17).

Федеральный уровень.

Онзуль Е.П., музыкальный руководитель, в социальной сети работников образования nsportal.ru  размещён конспект открытого занятия «Народные гуляния в жизни детского сада» («Масленица») (Имеется свидетельство о публикации –приложение 18, электронный адрес:http://nsportal.ru/ node/1047983)

 Онзуль Е.П., музыкальный руководитель, в социальной сети работников образования nsportal.ru  размещён  музыкально-спортивный праздник для детей подготовительной к школе группы «Олимпийские кольца дружбы»  (Имеется свидетельство о публикации –приложение 19, электронный адрес:http://nsportal.ru/ node/1047862)

Международный уровень

Рыбак В.А., воспитатель,  размещён конспект итогового комплексного  занятия для детей старшего дошкольного возраста «Страна знаний» — участник ежемесячного конкурса методических разработок Международного образовательного портала maam.ru. (Имеется сетрификат о публикации –приложение 20, электронный адрес:http://www maam.ru/ detskijsad/konspekt)

Рыбак В.А., воспитатель,  размещён учебно-методический материал  «Музейная педагогика, в процессе олимпийского образования» — участник ежемесячного конкурса методических разработок Международного образовательного портала maam.ru. (Имеется сертификат о публикации –приложение 20, электронный адрес:http://wwwmaam.ru/ detskijsad/vystuplenie)

Рыбак В.А., воспитатель,  размещён конспект НОД по изодеятельности с элементами аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Корабли пустыни» — участник ежемесячного конкурса методических разработок Международного образовательного портала kladraz.ru. (Имеется свидетельство о публикации – приложение 21, электронный адрес:http:// kladraz.ru/ blogs/viktorij- aleksandrovna – rybak)

Фиркалова Н.Г. воспитатель, участник акции «Гирлянда дружба». Культурная ассоциация  Donne del mondo in Italia   (Имеется благодарность об  участии – приложение 5, электронный  адрес:http://wwwmaam.ru/users/nataluaf)Таким образом, педагогический коллектив активно популяризирует элементы инновационной деятельности.